^ Наверх
добавить статью

Дакар или Лжедакар? (18 фото)

0    Просмотров: 2244.
    Мне нравится Рассказать в ЖЖ!

Увы, вместо честного соревнования на этот раз марафон запомнился скорее многочисленными скандалами, обвинениями в неспортивном поведении и подтасовке результатов.


На четвертый год в Аргентине и Чили «Дакар» себя дискредитировал.

То, что когда-то давно начиналось как испытание человека и техники, романтичное как по своей задумке, так и по воплощению, превратилось в сугубо коммерческое реалити-шоу, на которое год от года тратится все больше денег.

А чем больше вложено средств, тем сильнее желание отбить инвестиции успешным результатом. На сей раз отличились все: и организаторы, и участники.

Мото-неразбериха

«Дакар» начался худшим из возможных способов: на первом же спецучастке погиб мотоциклист Хорхе Андрес Мартинес Боэро. За два километра до финиша «допа» 38-летний пилот попал в аварию, а уже в медицинском вертолете, направлявшемся в больницу, врачи констатировали смерть пилота.

Интересно, что на официальном сайте ралли-рейда сообщение о гибели спортсмена появилось намного позже репортажей независимых южноамериканских СМИ, подробно освещавших инцидент.
Пресс-служба «Дакара» весьма изобретательно подошла к составлению некролога, указав, что Мартинес Боэро умер от «остановки сердца».

Между тем, PR-служба ралли-рейда умолчала о том, что у Боэро была проломлена грудная клетка, а также диагностирована черепно-мозговая травма, несовместимая с жизнью. Умер аргентинец действительно от остановки сердца – вот только произошло это далеко не так безобидно, как можно было подумать, прочитав скупой репортаж пресс-секретарей «Дакара».

Излишне натуралистичные подробности травм покойного, теоретически, способны оттолкнуть некую часть потенциальных участников «Дакара», заставив их задуматься об опасностях пустынных гонок. А значит на следующий год организаторы не досчитаются энной суммы вступительных взносов от мотоциклистов-одиночек.

Пикантности ситуации добавляет место инцидента: Боэро погиб прямо перед финишем, всего в двух километрах от зачетной отметки. Смертельная авария не столь шокирует, когда происходит в безлюдной пустыне в многокилометровом отрыве от цивилизации, но когда фатальный инцидент случается, по сути, под носом у организаторов, это вызывает вопросы.

Далеко не столь трагичный, однако не менее симптоматичный случай произошел на восьмом спецучастке гонки.

После неожиданных для пустыни Атакама дождей трассу размыло в наименее предсказуемых местах: так, глубокая грязевая яма возникла уже на 11-м километре зачетной дистанции.

Открывавший прохождение спецучастка Марк Кома благополучно преодолел препятствие, а вот его основной противник Сирил Депре не удержал свой байк и завяз в грязи.

Узнав об этом, судьи быстро скорректировали маршрут: в итоге, опасный участок достался только первым семерым мотоциклистам, а их преследователи поехали в объезд.

Француз потерял на своем перевороте более десяти минут, финишировав далеко позади Комы.

Это означало убийство интриги мотоциклетного зачета, традиционно наиболее плотного на «Дакаре».
И здесь администрация ралли-рейда принимает еще одно неоднозначное решение: компенсировать экипажам лидеров время, потраченное на преодоление грязевой ямы.

Казалось бы, благородный поступок, однако выиграл от него один человек – француз Сирил Депре, в итоге одержавший свою четвертую победу на «Дакаре».

Победители двух самых престижных классов «Дакара»: мотоциклист Сирил Депре (слева) и автогонщик   Стефан Петрансель (справа)

Дело Гордона

В автомобильном зачете «Дакара» страсти полыхали еще сильнее.

После ухода могучего концерна Volkswagen, выигрывавшего гонку за гонкой и спонсировавшего ралли-рейд на протяжении последних трех лет, фаворитом стала немецкая команда Team X-Raid.

Мало кто сомневался, что непобедимая армада одержит победу, а на острие атаки будет легенда «Дакара» – девятикратный (на момент начала гонки) победитель марафона Стефан Петрансель.
Однако легкой прогулки не получилось – пилоты Hummer Робби Гордон и Нассер Аль-Аттия навязали «Икс-Рейду» серьезную борьбу. Вскоре Аль-Аттия сошел с дистанции из-за технических проблем, а вот Гордон чувствовал себя все более уверенно.

Болельщики предвкушали зрелищную борьбу: американец потихоньку «откусывал» преимущество Петранселя, все ближе приближаясь к позиции лидера в генеральной классификации. И грянул гром.

По завершении девятого спецучастка технические комиссары решили проверить систему впуска «Хаммера» Робби Гордона и обнаружили несоответствие конструкции рестриктора регламенту гонки. По свидетельству самого Гордона, до этого спорный узел неоднократно проверялся теми же самыми комиссарами – и они ни разу не находили нарушений… А нарушение установили лишь тогда, когда Робби начал всерьез давить на Петранселя.

Гордона мгновенно дисквалифицировали, однако спортсмен подал апелляцию, добившись тем самым формального разрешения продолжить гонку.

Протест гонщика будет рассмотрен только в феврале, но и без него Робби в итоге не смог вмешаться в борьбу за победу.

Вся вторая половина ралли-рейда прошла под знаком «Гордон против MINI и сочувствующих»: американец не скупился на откровенные интервью, а пресс-служба Team X-Raid начала распускать негативные слухи.  В итоге, у читателя могло сложиться четкое мнение: Гордон – мошенник.

В итоговом протоколе первая позиция досталась Стефану Петранселю, но при всем восхищении реальными заслугами французского гонщика зрителей «Дакара» не покидало ощущение предопределенности результата. Бесспорно, Петрансель – исключительный спортсмен.

Но смог бы Стефан победить, если бы пилоты Hummer завершили «Дакар» без механических неполадок и споров с судьями?

КАМАЗ со товарищи

Самое главное происшествие для «КАМАЗа» произошло на четвертом ралли-рейда. Аргентинский гонщик Маркос ди Пальма, управлявший «Тойотой» под номером 410, остановился (по его словам) в пустыне для того, чтобы помочь своему соотечественнику Норберто Фонтане.

Как только пилот и его штурман отошли от автомобиля, в него на полном ходу врезался «КАМАЗ» Эдуарда Николаева. К чести россиянина, он предложил пострадавшим помощь: аргентинцы не отказались, попросив поставить их перевернутый внедорожник на колеса.

Тогда Николаев залез обратно в кабину и нажал особую кнопку, именую «иритраком» – эта кнопка, в частности, позволяет зафиксировать время, потраченное на оказание помощи кому-либо из участников.
В дальнейшем эти минуты могут быть вычтены из итогового результата, но для этого экипаж должен был потратить весь замеренный интервал именно на помощь пострадавшим.

Однако Николаев, Савостин и Рыбаков сначала поменяли собственное поврежденное переднее колесо, а когда эта работа была закончена, автомобиль ди Пальмы уже стоял на колесах – Маркосу помогли другие.

И здесь началось самое любопытное. После финиша спецучастка судьи оперативно (причем, по словам самого Якубова, без какого-либо запроса со стороны команды) вернули Эдуарду 11 с половиной минут, зафиксированных «иритраком».

А Семен Якубов заявил журналистам следующее: «Пилот 410-го экипажа (ди Пальма – примечание «Мотора») полностью признал свою вину в произошедшем, еще раз заверив нас в том, что он готов принять все претензии «КАМАЗа», претендующего на место в группе лидеров грузового зачета».

На официальном сайте российской команды и вовсе появилось сообщение, в котором виновником произошедшего назвали ди Пальму.

Возможно, на этом бы все и закончилось, однако добравшийся до финиша ди Пальма рассказал несколько отличавшуюся версию произошедшего, а главное – упомянул про замену колеса на «КАМАЗе».

Сразу после этого судьи получили протест на свое же решение о компенсации времени (кто именно его подал – до сих пор не уточняется), и в результате последовавших разбирательств экипаж Эдуарда Николаева сняли с гонки за неспортивное поведение.

Оставшиеся в гонке экипажи «КАМАЗа» побороться за высокие места не могли: надежные в прошлом ярославские двигатели вдруг начали отказывать  один за другим, а недостаток опыта новобранцев команды помешал им продемонстрировать стабильные результаты.

Поэтому к концу «Дакара» в «абсолюте» сложилась неожиданная ситуация, когда клиент российской команды Артур Ардавичус, пилотирующий единственный «КАМАЗ» с американским мотором Cummins, оказался в турнирной таблице выше заводских пилотов Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева, двух уцелевших экипажей основного состава «КАМАЗ-Мастера».

«Артур казахстанец, цвет его машины как у казахстанского флага. Но он такой же член нашей команды, как и все остальные»,- заявил Якубов за день до финиша ралли-рейда.

Стоит отметить, что в 2011 году о подобной кооперации речи не шло: в официальный комментариях «КАМАЗ-Мастер» говорил исключительно о четырех своих грузовиках, не упоминая о занявшем восьмое место Ардавичусе.

Не было подобных разговоров и до старта этого «Дакара». Опустил Семен Семенович Якубов, почему-то, и тот факт, что в стартовой  прошедшего марафона коллектив Ардавичуса носит название Team Astana. Не иначе, зачисление Артура в «КАМАЗ-Мастер» произошло уже по ходу «Дакара»-2012…

Оказавшись в непривычной для себя роли догоняющего, да еще и успевшего отметиться в скандале, «КАМАЗ» попытался попортить нервы своим противникам через прессу: после 12-го спецучастка пилотов IVECO обвинили в нарушении регламента – якобы у них подвеска имеет большие ходы, чем разрешено правилами.

Победителем «Дакара» в грузовом зачете стал Жерар де Рой (справа) на IVECO, а следом за ним финишировал его напарник Ханс Стэйси. За исключением застрявшего на дюне Мики Биазона, пилоты голландской команды Team de Rooy избежали серьезных проблем и завоевали первое, второе, шестое и одиннадцатое места.

Удивительно и то, что в роли «разоблачителя» выступил не Якубов, а Артур Ардавичус, обладающий безукоризненной репутацией. Пилот предположил, что в отношения де Роя организаторы допускают определенные поблажки, однако подавать протест и добиваться его дисквалификации отказался. Но получилось это, в целом, неуклюже: внятных объяснений тому, зачем Артур вообще поднял эту тему, нет – ведь доказать свои обвинения он все равно не смог.

                

Для «КАМАЗ-Мастера» итог в любом случае вышел печальный: лишившись опытных гонщиков, российский коллектив резко потерял в скорости и стабильности, да еще и отметился в ненужных скандалах.

Вместо послесловия

Пока большие компании с большими амбициями выясняли отношения на южноамериканском континенте, в Африке почти незамеченным прошел рейд «Африка».

Маршрут этого марафона соответствовал исторической дистанции исконного «Париж-Дакара», а участники обошлись без протестов, обвинений и дисквалификаций, получив удовольствие от гонки по пустыне Сахара.

                               

Дело основателя ралли-рейда Тьерри Сабина живет.

Но, к сожалению, к нынешним действующим лицам «Дакара» оно отношения уже не имеет.  

Ссылки по теме:

Стефан Петрансель — десятикратный победитель «Дакара»

«Дакаровские» MINI — машины «для девчонок» по мнению пилота Hummer

Один из фаворитов ралли «Дакар 2012» врезался в скалу

Аварийный «Дакар 2012»

Месиво деталей вместо двигателя у «КАМАЗа» под номером 500

Экипаж «КАМАЗ-Мастер» снят с «Дакара» за неспортивное поведение

Археологи против «Дакара»

Трагедия на авторалли «Дакар-2012»

по материалам
motor.ru



Дата публикации:

Добавить комментарий

Вы не авторизованы. Решите пример: type this
  • Танк - нападающий (в...
  • Кит принял яхту за п...
  • Про самолеты и спотт...
  • Понтовая уборка на Х...